Home Отчеты Журнал 2009 Дайвинг на Баренцевом море
Мир - это книга, и те, кто не путешествуют, читают лишь одну ее страницу.
Августин Блаженный

Дайвинг на Баренцевом море Печать E-mail

11–15 июня 2009 г.
Автопробег по Норвегии, северное побережье Варангер фьорда
Олени, горы, крабы и… овцы!

Фотоотчет Алексея

Фотоотчет Евгения

Наши фотомоменты

note Отчет

{truepic id=5748 align=right}Поездка началась 10 июня в 22 часа, закончилась 6 утра 15 июня. Общий пробег получился 3565 км. по отличным асфальтовым дорогам (весьма помог круиз-контроль). Нырнули, вытащили краба, увидали совершенно безумные наземные ландшафты, побывали на глубине 88 метров под водой вместе с машинами.

А теперь по порядку.

Началась поездка много раньше — в середине 2008 года с идеи «а не съездить ли нам на Беренцево?». А отчего же и не съездить?:) Нашлось много желающих и советчиков, мы уже скребли в затылках, как доставлять на место такое количество народа… Ехать было решено на 12 июня — чтобы использовать традиционные объединения празднников. При проработке выяснилось, что на выбранные даты на Северах совсем не жарко (окрытием, конечно, для нас это не было), интересное безлюдное место — Дальние Зеленцы, дорога туда есть, но последние километры лучше идти с подготовленными машинами…

В начале 2009 года количество желающих увеличилось, несмотря на все кризисы и прочие препоны… Никого не останавливала жизнь в палатках среди сугробов… Появилась перспектива экскурсионного взаимодействия с местной оборонкой. Пограничники сняли все запреты — для визита достаточно было иметь Российский паспорт.

И вот осталось две недели до назначенного времени. На строгий вопрос об участии в поездке записавшиеся желающие делали большие глаза и виноватый вид… Выяснилось, что реально готовы поехать человек восемь. Всплыли интересные подробности: дорога до Зеленцов была завалена снегом и не чистилась, температуры там держались соответствующие, а на последний десяток км знающие люди рекомендовали взять с собой сэндтраки.

И тут в наши головы пришла счастливая мысль — а чего это мы зациклились на Зеленцах? Понятно, что приграничная часть Мурманской области закрыта военными, а дальше Зеленцов дорог нет. Но ведь у Баренцева моря есть и Норвежское побережье! Быстрый взгляд на карту, визит на ViaMichelin.com и Google — а ведь только плюсы! Как ни странно — пробег меньше, дороги лучше (вы не представляете — НАСКОЛЬКО!), большое количество кемпингов. Смущало отсутствие дайв-центров (должна же быть какая-то причина?!) и отчетов о поездках в те места продвинутых путешественников. Но последние соображения никогда не могли повлиять на наши решения и планы были изменены за один день — едем на северный берег Варангер фьорда!

Искателей Приключений в итоге получилось пятеро (Маргарита и Андрей, Оксана, Алексей Гр. и Евгений Ф.). Шенген был у всех. Разместились на двух машинах: «Кузе»(L200) и Volvo XC90. Продукты максимально взяты в России (основными продуктами была тушенка,гречка и картошка, 100% верный выбор!) Взяли с собой палатки, двойной комплект спальников, дайверскую снарягу, баллоны и компрессор, комплект зимней одежды, газовый обогреватель, газовые плиты, посуду и т. п. Обычный набор «Искателей»:) Веревку и альпинисткую обвязку решили не брать:)

Выехали в стандартное для нас время — после работы — в 22 часа 10.06.09. Экипажи пересеклись на «Лукойле» перед Сайменским каналом, последний раз заправились дешевой соляркой, перекинули часть снаряги из Кузи в Вольво (в Кузе просто негде было сесть пассажиру!) и отправились. Тут же были остановлены погранцами на мосту через Сайменский канал — какой-то новый пост. Проверили загранпаспорта и отпустили с миром.

Границу пролетели без задержек, пообсуждали наше количество снаряжения с таможней (они просто любопытствовали). В 01:20 легли на трек кемпингу Хюхтиниеми в Лапеенранте. В 01:50 заехали на ABC ViipuriPorti — добрали молочно-плюшечно-сосисочных изделий:)

11.06:09 02:30/245 (здесь и далее — дата, московское время и километраж от дверей дома) — приехали в кемпинг Хюхтиниеми. На вопрос — куда бы нам впятером заселится менеджер ответил, что хостел весь занят, но есть котеджик на 4-х. Пятого можно положить на матрас, матрас он может дать. Мы радостно согласились, своих матрацев у нас аж две штуки, вместо белья у нас во множестве были спальные мешки, а перспектива ставить палатки еще час нас не очень прельщала. В итоге заплатили 45 евро за все и через 15 минут желающие опробывали матрас, койки и пиво:) Птицы уже начали утреннее щебетание, от сумерек не осталось никакого следа, а спать хотелось очень-очень…

11.06:09 10:15/245 Стартовали на Норвегию! После продолжительного завтрака, утреннего душа, небольших переупаковок багажа и заваривания тонизирующего чая с лимоном в термоса. Ехали по Гармину (Garmin Mobile XT 5.00.50 + Дороги России 5.13 + Europe 2009 NT) с визуальным контролем по атласу Европы (куплен в Финляндии в 2008 году, есть координатная сетка для использования GPS, очень удобная штука). И полетели! Дороги — одно удовольствие! Часто вспоминали Мурманское шоссе — без сожаления!:) Периодически заезжали на ABC-шки — пили кофе, дозаправка, туалет.

11.06:09 13:00/443 ABC Varkaus
11.06:09 16:00/692 ABC Kajaani — пообедали финской ушицей (на молоке), отдохнули и продолжили движение.
11.06:09 20:30/950 Ranua
11.06:09 21:30/1047 В районе Rovaniemi пересекли Полярный круг. Теперь Солнце имело полное право не заходить за горизонт — но его практически не было видно — периодически шел дождь, было пасмурно. По мере продвижения на север холодало. А количество листвы и травы на окружающих пейзажах убывало — мы потихоньку выезжали из лета в раннюю весну. Через дорогу периодически перебегали зайцы. Стали попадаться олени прямо по обочинам. Видели лося.

11.06:09 23:05/1172 SedawKyla
12.06:09 02:00/1375 Inari. Дорога усыпляла — ехали в дремоте. Встали на какой-то стоянке — поспали часик.
12.06:09 05:00/1500 По вечнозеленому светофору мимо домика таможни проехали границу Финляндия-Норвегия. Дороги стали чуть хуже — поуже и асфальт менее ровный. Но многим городским Питерским дорогам далеко до этих заштатных дорожек! Дремота возобновилась: (Тем более, что по окрестностям начали бродить овцы… Смеющийся Попытки их пересчитать приводили к немедленному засыпанию…:)

12.06:09 06:48/1626 Прибыли в кемпинг Vestre Jacobselv. Тишина, ресепшен открывается в 9 утра по местному (минус 2 часа от Питерского). Идет дождь, наружная температура +5°C. Народ по поводу постановки палаток энтузиазма не выказал: (Почитали бумажки на ресепшене. Одна из них на арглийском языке гласила — «Если увидите коттедж с ключами в замке — заселяйтесь. Расплатитесь утром.» Невероятно! Огляделись — ближний к нам 4-х местный коттеджик оказался с ключами!!! Зашли, огляделись — 2 двухярусных койки, пристенный топчан у стола, стол, электроплита, посуда, электрическое отопление. Надпись с просьбой оставить коттедж чистым на четырех языках, включая русский! Народ с криками «Ура!» принялся осваивать территорию. Попили чайку с плюшками, минтовки для сугреву и завалились спать.

Утро у нас началось в 13 часов питерского времени или в 11 местного. Не спеша встали, поплескались в прохладной воде местного душа (наблюдался массовый исход кемперов, а водонагреватели накопительные), и приступили к завтраку. Температура за бортом коттеджика держалась в районе 5 градусов. но дождя уже не было, что несколько улучшало настроение:) Решительно завершив завтрак (который грозил перерасти в обед, а затем и в ужин), выдвинулись на покорение окрестностей. Дайверскую снарягу прихватили с собой. Так, на всякий случай…
Пока собирались, подошел хозяин кемпинга, сходили на ресепшен, заплатили 900 NOK (примерно 4500 руб. На пятерых за двое суток- очень по божески!).
Кемпинг расположен всего в 17 километрах от Vadsø. Доехали быстро, несмотря на ограничение в 80 км/ч. Попробовали сунуться в туристический информационный центр — практически никого. Лежит стопка брошюрок (в том числе и на русском), некоторое количество аборигенов непонятно чем занимается за компьютерными терминалами. В итоге выяснилось, что для туристов центр работает с 15 июня (несмотря на круглогодичное расписание на его сайте). Эти же аборигены дали номер телефона местного дайв-центра, который на звонки не отзывался (да и не нужен он нам был, так, для подстраховки).

{truepic id=5586 align=right}Пошли пешком бродить по центру. Уютный городишко, чистый, с налетом норвежской небрежности. На площади перед сельссоветом стоял памятник оленю, а напротив него на газоне на гнезде сидела чайка. На попытки ее сфотографировать — взлетела — под ней оказался птенец. Удивленный До тротуара — полметра! Поспешно ретировались…
Достаточно много «норвежцев» с абсолютно черной кожей — большой процент эмигрантов-негров. Как в Финляндии полно индийцев и вьетнамцев, так здесь, похоже, негров.
Вышли к причальным стенкам. Рагружался траулер, у другой стенки стоял рыбачок с портом приписки Калининград. На глубине метров до 2 отлично просматривалось дно. И по дну… ползали камчатские крабы! Мы поняли, что нам будет, чем занятся на дайвинге.:) Вернулись к машинам, переехали по мосту на городской остров — уже с мыслями о поисках места входа в воду. Заглянули в музей дирижаблей — закрыто, открывается к приходам круизного парохода. Зато увидели причальную мачту (настоящую!), у которой когда-то стоял дирижабль Нобиле — именно с Вадсо он уходил и возращался в своих экспедициях к Северному Полюсу.

На «морской» стороне острова уперлись в шлагбаум на дороге к морю с надписью по-русски: «Проезд запрещен». Надпись была только на русском языке! 8–0 Как-то не любят нас здесь? Побродили пешком — место интересное! И нырнуть здесь можно — но прыгать по камням со снарягой далеко. И без нырялки есть на что посмотреть — при беглом взгляде на камни казалось, что мы опять на Санторини, в Греции — явственно виделся пепел, лава и прочие атрибуты вулканической деятельности. Только немножко постарше… По отливной полосе водорослей пробежал какй-то зверек — вроде белка… Морская белка?:)

Пока бродили по острову — нашему взору открылась панорама города во всей красе. В том числе и дорога на самую высокую точку окружающих гор — там стояла радиорелейная вышка. Стала ясна цель наших дальнейших передвижений! Подмигивающий
Потыкались в несколько улочек — и в конце концов выехали на господствующую над городом сопку. По мере подъема по склонам  побывали в тундре и на берегу тундрового озера. Присутствовали все атрибуты — карликовые деревца, кочки, характерная растительность. А вот на уровне моря пейзаж больше похож на каменистую степь — камешки, жесткая трава, ползучие растения. А на сопке — опять степь. Город и другой берег Варангер фьорда были перед нами как на ладони. А развернувшись в противоположную сторону увидели… зиму! По склонам лежал снег до самого горизонта, с небольшими проталинами. В бинокльу нас был с собой нормальный бинокль!) среди этого безобразия стали видны десятки коттеджиков и осознались масштабы открывшейся нам панорамы. Очень красиво и необычно!
Подступило пресыщение впечатлениями… Потихоньку поехали в сторону «дома» (но выбирая подъезды к воде!). Полная вода должна была наступить в 20.10 местного времени.

«Дома» попили чайку и потихоньку потянулись к заранее выбранному съезду к фьорду. Он был замечен на «околице» поселка, между двух частных участков. Грунтовка оказалась приличной, не доехали до воды метров 50 — уперлись в гряду из булыжников, навороченную морем. Ближайшие участки были еще видны, но в отдалении…

Потихоньку добили один баллон, собрались, оделись. В воду шли расширенным составом — верхняя часть команды состояла из подводного охотника-фридайвера Алексея, нижняя часть — из Маргариты, Андрея и Евгения. Чуть припозднились с заходом — вошли в воду в девятом часу…
Видимость оказалась метров 5 — сказывалось небольшое волнение. Прямо от берега начались заросли ламинарий и фукусов. Заход в воду, кстати, тяжелый — круглые камни очень скользкие. В зарослях сидела всякая живность, паукообразные крабы (их много на Белом море), раки отшельники, и т. п. На одном из плоских камней увидели пинагора — у него был очень печальный вид и мы постарались его не тревожить. Но хотелось крабов…:) Попался маленький, с ладонь величиной — взяли в руки, попробовали поступить «по науке» — «взять за задние лапы, свести их вместе и он ничего не сможет с вами сделать…» Чихать он хотел на все эти наши попытки! Плотно обхватив руку, со сведенными задними лапами, передними он явно обхватил перчатку покрепче и кажется уже пробовал ее на вкус… 8–0 Кое как стряхнув его с руки, пошли дальше. Ландшафт не баловал разнообразием — пологий песчано-каменистый склон, весь в водорослях. В водорослях — куча жизни.

{truepic id=5631 align=right} Наконец-таки Женя увидал «промыслового» краба! Не стали заморачиваться с задними лапами, применили дайверский нож. Ну и развернулись к берегу. По пути увидали большую камбалу, стоящую на голове. Уже на мелководье испытали на себе действие отливного стокового течения — довольно-таки неприятная штука! Урок на будущее — не опаздывайте со входом в воду!

Время дайва составило 40 минут, максимальная глубина 10 метров, температура воды 5–7 градусов. Разделись и через 10 минут сидели в теплом коттеджике, варили краба:) Хватило всем пятерым… День закончился где-то около 2 часов ночи питерского времени (полночь по местному). 
Утро 13 июня началось не очень рано — порядка 11 часов московского времени. На улице вовсю светило Солнышко, денек обещался быть хорошим. Позавтракали традиционной овсяной кашкой (отдельное спасибо Маргарите за самоотверженную готовку!) и выдвинулись. На сегодня мы запланировали доехать до Края Дороги! Снарягу и компрессор прихватили с собой.
13.06:09 14:00/1731. Уже знакомый Vadsø проехали без остановки, а через пару десятков километров мы уже были на полуострове Эккерой. Встали на стоянку, пошли оглядываться.
Повсюду стояли информационные таблички — очень удобно — подошел, прочитал и никакой гид не нужен. Мы оказались на немецкой артиллерийской батарее времен Великой Отечественной  — по сведениям из табличек здесь находились два очень больших орудия — Пола и Герда, для транспортировки которых и снабжения гарнизона по полуострову была проложена железнодорожная ветка. Дальность стрельбы составляла 30 км. Строили и содержали все 150 Российских военнопленных. В 1943 году орудия были демонтированы и вывезены в Финляндию. Остались бетонные сооружения позиций, укрытия, пещерки для боеприпасов и бомбоубежища. При ближайшесм рассмотрении внутри все оказалось забито льдом.
{truepic id=5657 align=right}С вершины полуострова, опять таки по информации с табличек, мы увидели полуостров Рыбачий!:) А весь южный обрыв оказался весьма населенным птичьим базаром — здесь находилось порядка 40000 чаек! Запах и шум были соответствующими. Оказывается, их яйца поставляются отсюда в рестораны Норвегии в больших количествах. И по склону, и по самому полуострову вяло перемещались вездесущие овцы.
13.06:09 16:00/1731. Попили чайку и выдвинулись дальше. Ехать предстояло порядка 100 км, но мы не спешили. Вокруг было на что поглазеть. Пейзажи, как ни странно, очень напоминали берег Красного моря — полупустыня, песок, колючки, море — такое же синее, яркое Солнце. Температура вот только была порядка 7–8 градусов, временами на склонах лежал снег, да по сторонам дороги виднелись оленьи и овечьи стада…
{truepic id=5678 align=left}Через час подъехали к Vardø. Издалека он нам увиделся этаким островом Буяном из сказки о царе Салтане. Игрушечный островок с совершенно странными антеннами и шпилями. Подъезжаем ближе — никакого моста, но навигатор уверенно ведет вперед. Опять паром? Почему на навигаторе нет  указания на паромную переправу? Отдались на волю навигатора, едем вперед. И тут видим ЭТО! Дорога уходит в трубу, а труба уходит под землю и не просто под землю, а под море! Удивленный Тут видим указатель — туннель, 2890 метров и 88 мухов?! Потом до нас дошло — 88 метров под уровнем горизонта! Этакий сухой дайв вместе с машинами и всем скарбом. В тоннеле нормальная двухполосная дорога, освещение, вентиляция, все как положено. Стены местами забетонированные, местами скала. Уши закладывает не по-детски. Выскочили на поверхность на окраине Вардо, встали на стоянку возле туринформэйшена, пошли гулять. Гуляли целый час!:) За это время прогулялибольше половины города! Неужели рентабельно для такого городка строить такой тоннель?!
13.06.09 17.06 Итак, Вардо! Город микроскопический. Но при этом в нем есть церковь, самая северная крепость, музей поморов, памятник Нансену и Вильяму Баренцу и еще множество всяческих полезных для туристов вещей. Но, все как обычно — не сезон! Туроффис закрыт, магазины с сувенирами закрыты (причем не открылись даже на время прихода круизного лайнера), ресторанчики не работают. Но крепость была открыта, даже были доступны внтуренние экспозиции! Она интересна своей «самой-самой северностью» из крепостей, музеем артиллерии, а еще тем, что в ней побывали все короли Норвегии, начиная с каких-то 1600-х годов. Городок оставил самое благоприятное впечатление…
Традиционно попили чайку (с САЛОМ!) и продолжили продвижение на восток по трассе E75. Миновали 88 muh, пару повротов с горушками и дорога начала сужаться! Вскоре уже не получалось разъехаться со встречными, а их было немало! Приходилось заезжать на расширения, обочину (хотя она была не везде), всячески изворачиваться. Но качество покрытия не менялось — ровный асфальт! А пейзажи! Окружающая местность абсолютно нереальна! Горы, скальные складки, с наклоном торчащие из земли пласты породы, часто выше машины, коридоры справа и слева от дороги, образованные этими пластами. Фантастика! Среди всего этого продолжали пастись олени и овцы. На дороге пару раз встретилисть «противокопытные» мостики из труб, между которыми проваливается копыто — видимо, чтобы стада не перемещались как им вздумается.
{truepic id=5746 align=right}Вся эта нереальщина продолжалась километров 50–60. А затем мы приехали в поселок Хамнинберг, на въезде в который стоит памятник судам Колина Арчера. Спустя километр, на выезде из поселка, дорога закончилась! Вот был асфальт, потом метров 10 грунтовки и океан! Конец трассы E75. Как сказал про это путеводитель — «начинается трасса E-75 на Крите, а заканчивается у нас, в Хамнинберге»!:)
13.06.09 20.00/1840. Впечатленные, мы вспомнили про обед Подмигивающий Накрыли в конце дороги стол, сварили российской тушенки с российской гречкой и закусили все это финскими плюшками с чаем. Народ даже вспомнил про дайвинг и взятое с собой снаряжение, но консультация с таблицами приливов-отливов разачаровала — начался отлив, низкая вода ожидалась через 4 часа. Лезть в стоковое течение было как-то неразумно. Пришлось отложить до следующего раза. Погодка стала портиться — несходящее с неба Солнышко заволакивали облака и чувствительно холодало. С сожалением расселись по машинкам и отправились в обратный путь.
13.06.09 24.00/1973 км. Спустя четыре часа неспешного пути, одного заезда в местный магазин за плюшками мы опять были «дома», в кемпинге. Ужин и спать.
Наутро, душ, завтрак, сборы (вещей почему-то было больше, чем при отъезде) и 8.40 мы стартовали домой, по прежнему маршруту. По дороге ничего примечательного не случилось, хотя ехали с удовольствием. Из Норвегии выехали под дождик, по мере продвижения на юг становилось все теплее, обочины и деревья все зеленее, вечером того же дня и кондиционеры пошли в ход.:)
15.06.09 06.00/3565 км. Прибыли! Через два часа на работу!: (Но мы сделали это!:) Понравилось настолько, что включили разведанные места в планируемый автопробег по северам Норвегии на следующий год.
Большое спасибо команде за поддержку и терпение!
И в заключение «шкурный вопрос» — наши затраты составили по 10000 руб на человека (посчитано топливо, гринкарты, продукты и другие общие расходы). Сложили все с двух машин и поделили на пятерых.

next План поездки

10.06: Выезжаем вечером, часиков этак в 21, после работы.

10.06: Проходим границу в Нуйме, ночуем в кемпинге Хюхтиниеми (Лапеенранта), пробег 200 км.

11.06: Отсыпаемся, завтракаем, едем до точки назначения — кемпинг в Вадсо, пробег 1364 км.

12.06 — 13.06: Радиальные выезды, дайвинг.

14.06: Дорога домой, пробег 1564 км.

Идем двумя машинами: «Кузик» и Вольво.

Помашинные расходы (топливо, грин карты) делим на экипаж. Общие расходы — продукты, газ, кемпинги и т. п.— на всех. Ну или как решите…:)

Веб-камера в Vadsø (Спасибо Алексею Гр.! Он же рассмотрел стоимость бензина на местной заправке — 12,7 крон за 95-й, солярка — 11,01)

calendar Подготовка

Созвонился 21 апреля 2009 с Мурманскими погранцами — пропуска в Териберку и Дальние Зеленцы не нужны!!!! Созванивался по этим телефонам.
Из разговора с рыбаками, регулярно бывающими в Дальних Зеленцах в июне: «обычно в середине июня там еще лежит снег, холодно… можно покататься на лыжах…» Клево «…последние 10–15 км до Зеленцов — лучше ехать с сэндтраками. Видели там даже микроавтобусы, но проехать не просто… До Териберки дорога лучше.» «На дрова не надейтесь — однозначно газ и бензин».
Растояние по ViaMichelin до Туманного — 1552 км. Дальше дороги у Мишелина нет…
Резервный маршрут («цивилизованный», на одну машину):
Норвежский берег Баренцева моря (Finmark: район Kirkenes — Nesseby, Варангер фьорд). Вариант более дорогой, но без неожиданностей. Нужен Шенген. Расстояние по ViaMichelin до Vadsø (кемпинг) — 1576 км.
Дайвинг в Варангер-фьорде.
Приливы-отливы в Vadsø
Дайв-центр в Киркенесе

tips Предварительные планы

Тянет нас на Север, тянет!:) Красоты там неописуемые, а поездка — бюджетная! Поэтому — машины (полноприводные), палатки, спальники, тушенка и гречка! Компрессор и сухарики тоже не забудем…

info Информация

Собираем информацию:

Приливы-отливы в губе Западная Зеленецкая

Дайвинг в Териберке — 2008

Териберка
…То есть любой россиянин может проехать сюда без оформления пропусков. С иностранцами сложнее — с паспортом и визой они могут побывать только в самом поселке, для выхода за его территорию требуется заранее оформить документы. Причем не в пограничном управлении, а в Федеральной службе безопасности.

(Источник)

Арктические приключения 2008

Дальние Зеленцы в 2006-м

Дальние Зеленцы на WikiMapia 

Отчет о проезде Зеленцов отсюда:

На Дальние Зеленцы сворачиваем до Мурманска. От развилки на Туманный начинается очень хороший грейдер; по-видимому, поддерживают энергетики с окрестных ГЭС. Не доезжая километров 15ти до Туманного, видим в кювете VW транспортер. Выдернуть не получается, фургон начинает заваливаться. Мотаем в Туманный, находим неспящих пожарных и через них связываемся с медиками. u1055 Правда, пришлось часа полтора ждать, пока они отремонтируют машину, а мы в то время развлекали пожарных. Слава Богу, поехали, врач — помогать упавшим в кювет (вроде ничего серьезного), мы – к Баренцеву морю. От Туманного до Зеленцов едем по приличной живописной грунтовке, на которой даже мостики починены. Перед Зеленцами дорога идет в гору, наверху безлюдный КПП, внизу бухта. Узнаем здание биостанции, сейчас вроде не работающей, но не так давно там проводили эксперименты и обучали морских млекопитающих для ВМФ. Другие дома кажутся обитаемыми и, решив не тревожить предутренний сон
населения, спускаемся к соседней бухте. Уже довольно поздним утром меня разбудил очень знакомый звук, блин, да ведь так звучит сонар подлодки. Похоже мы влипли, вперевшись в окрестности какой-то милитаристической базы. Но жизнь идет своим чередом, пока собирается шмурдяк и готовится завтрак, по бухте проходит посудина (вроде рыбаки), потом рядом пробежал человек, поздоровался, но ничего не сказал, настроение вроде поднялось. Снялись, поднимаемся в гору к КПП, стоит машина с погранцами. Тема разговора обычна в такой ситуации: «Да, у нас нет пропусков. Да, мы знаем, что нарушили спокойствие границы Нашей Родины. Ой, что, правда к вам едет проверяющий?» Но подводить ребят не хочется, и потому быстро уматываем за пятикилометровую зону.
День одиннадцатый и двенадцатый. Возвращение.
Переночевав посреди тундры, с раннего утра решили подсластить неудавшуюся духовную часть экспедиции и отправляемся на поиск мегалитов, благо по пути в Зеленцы было отмечено много интересных мест. Поскольку поднялись рано и собрались быстро, завтрак получился уже в Мурманске. Затем было замечательное общение у магазина Вездеход с Андреем Гнусовым, поделились впечатлениями, обсудили планы. Потом трасса на Питер, ночевка в дороге и трасса на Москву.
 

Комментарии  

 
#5 RockDriveAndDive 17.06.2009 00:16
Наконец-то вышел из "культурного шока", вот фотки! :-) http://files.mail.ru/GEEBM6 (в оригинале) и http://foto.mail.ru/list/enf/varanger/ (слегка обработанные)
 
 
#4 AlexeyGromov 16.06.2009 22:22
http://picasaweb.google.ru/AlexGromov1975/Varanger?feat=directlink
 
 
#3 Skipper 17.07.2008 11:55
Жарко там вообще редко бывает... :)
Посмотрим по зиме.
 
 
+1 #2 IgorVB 16.07.2008 23:47
Сойдет ли лед и снег к 12 июня? Мы были там в конце июля и было не жарко.
 
 
#1 keiser 12.05.2008 23:34
ну что тут говорить
хочу увидеть крабов
кстати на Картеше они входят в рацион или можно только глазеть ?
так что считайте +1
курс сухаря только пройду...
 

Только авторизованные пользователи могут оставлять свои комментарии!

Home Отчеты Журнал 2009 Дайвинг на Баренцевом море