24 мая 2009 г. Посещение Военно-Исторического музея, выставка «Самураи — art of war» Фотоотчет Впечатления
Очень понравилось! Рекомендуем всем! Билет стоит 200 рублей, продаются в отдельной кассе (на два метра дальше основной). Выставка не ограничивается двумя темными первыми залами (многие попадаются на эту удочку!). Есть еще третий и четвертый — светлые и интересные (первые два не менее интересные, но они посвящены только доспехам и мечам). Оказывается, в Кунсткамере сейчас также идет выставка с Японской экспозицией. Так что планируем посетить осенью Кунсткамеру и, возможно, повторно, «Самураев». Сайт «Самураи: art of war» — www.isamurai.ru
Источник: Русский Антиквариат online
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге 25 апреля откроет грандиозную выставку «Самураи: art of war». Цель проекта – знакомство с наследием культуры самураев – привилегированного воинского сословия, находившегося у власти в течение почти 700 лет японской истории, с конца XII в. до середины XIX в. В экспозицию вошло свыше 300 предметов, относящихся преимущественно к периодам Муромати и Эдо: оружие, доспехи, произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и каллиграфии, гравюра, предметы быта. Все экспонаты выступают наглядным свидетельством духовных и материальных ценностей самураев, их идеалов и пристрастий, эстетических вкусов, повседневных занятий, отношения к традициям и творческой изобретательности – всего того, что явилось отражением особого образа жизни самурая, называемого «путь воина».
Самурай – это отважный воин, утонченный поэт и вдохновенный художник, готовый в любой момент пожертвовать своей жизнью ради высших идеалов. В основе такого уникального мировоззрения лежит самурайский кодекс поведения – бусидо, философия гармоничного сочетания беззаветной веры, абсолютной преданности, самопожертвования, беспредельной искренности и способности ценить красоту во всех ее проявлениях. Основная роль в экспозиции отводится оружию и доспехам – главным атрибутам ремесла самурая, которые и в мирный период (эпоха Эдо) оставались в центре внимания, реализуя тезис популярного в Японии и знаменитого во все времена древнекитайского (VI–V вв. до н. э.) трактата «Искусство войны» великого полководца и стратега Сунь Цзы: «следует полагаться не на то, что враг не придет, а на то, что ты ждешь его; не на то, что враг не атакует, а на то, что ты неуязвим». По преданию, в мече самурая заключена его душа. Этим объясняется почтительное и благоговейное отношение к оружию: мечи на протяжении многих поколений бережно хранили, их передавали от поколения к поколению, благодаря чему теперь у нас есть возможность видеть образцы оружейного мастерства даже далеких X–XI вв. Традиционная форма слегка искривленного однолезвийного клинка появилась в X в. и стала идеалом меча, красота которого оценивалась по неповторимому изгибу, изысканному узору закаленного края лезвия, по цвету металла и едва просвечивающей на его поверхности текстуре. В экспозиции нашли отражение три великих эпохи создания мечей. Это старые мечи (до 1596) прославленных школ оружейников, таких как Суэ-Сэки и Наоэ провинции Мино, школа Такада провинции Бунго, а также работа кузнеца Фуюхиро из Вакаса и меч легендарного мастера Сэнго Мурамаса из Кувана провинции Исэ. Так называемые новые мечи (1596–1781) представляет клинок школы Минамото Нобукуни. Мастером третьего периода (1781–1876), считающегося своеобразной эпохой возрождения старых традиций оружейников XIII–XIV вв., выступает кузнец Тадаёси (VI) из провинции Хидзэн. Восходящий к древности обычай пожертвования мечей храмам демонстрируют уникальные образцы более метра длиной, специально предназначенные для священных подношений. Например, работа ученика выдающегося кузнеца Тайкэя Наотанэ. Среди защитного вооружения особый интерес представляет доспех, принадлежавший выдающемуся дайме (военачальнику) Ода Нобунага, положившему начало процессу объединения раздробленной феодальной Японии, созданию единой денежной системы. Он первым оценил по достоинству огнестрельное оружие и вооружил им свою армию. Его доспех – настоящее произведение искусства, сочетающее изящество форм, тонкую работу по металлу, гравировку, инкрустацию золотом и серебром. Именно этот доспех используется в качестве иллюстрации в японских учебниках и научных работах, посвященных национальной истории. Представленные на выставке произведения изобразительного искусства развивают тему образа воина. В экспозицию вошли живописные свитки школы кано, состоявшей на службе у военного правителя, школы тоса, близкой императорскому двору, а также работы художников нихонга конца XIX – начала XX в. Кроме того, на выставке демонстрируется подборка классической гравюры укиё-э, посвященная легендарным героям самурайской истории. Вниманию зрителя представлены расписные ширмы, которые в период Эдо были неотъемлемым элементом интерьера замков и дворцов самураев высокого ранга. Здесь также аксессуары для чайной церемонии, образцы каллиграфии, пейзажи и картины, предметы быта, одежда. В экспозиции активно используются подготовленные специально для проекта новейшие мультимедийные технологии: в залах играет традиционная японская музыка, демонстрируются видеоролики об истории Японии, философии самураев, технологии создания оружия. В рамках выставки осуществляется культурная программа, включающая в себя лекции по философии самураев, культуре и традициях Японии, техниках владения оружием, показательные выступления и мастер-классы по японским боевым искусствам (кендо, кюдо, айкидо, дзюдо и др.) и традиционным изящным искусствам (суми-э, оригами, икэбана, чайная церемония, игра в го, каллиграфия и др.). Выставка будет открыта до 30 сентября. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи Санкт-Петербург, Александровский парк, д. 7 
|