Все прошло по плану и даже лучше. Прошли на яхте 403 мили; средняя скорость составила 5,9 узла; максимальная под парусом 9,9 узла; под двигателем 6,8 узла. Два с половиной дня мы простояли в Стокгольме, в 50 метрах от музея судна «Васа»; один день в Мариехамне, в 60 метрах от кормы судна-музея «Поммерн». Остальные стоянки были в живописнейших гаванях Архипелага. Открыли для себя прекраснейшую бухту острова Бьорко с совершенно потрясающей природой.
Яхта Dufour 44 показала себя только с хорошей стороны — нареканий по ходовым качествам и обитаемости нет. Лавировочный угол удавалось доводитьь до 60 градусов, хотя «ненапряжный» — где-то порядка 80 (40 градусов к ветру).
Топлива сожгли 174 литра — заплатили 200 евро за заправку — сказалось отсутствие ветра в первые два дня, да и обогреватель работал каждую ночь. За место в марине в Стокгольме заплатили 16 евро (8 евро в день), в Мариехамне — 22 за сутки — на этом исчерпываются траты на судно. Все остальные деньги из судовой кассы ушли на питание команды, часть оплаты билетов в музеи и т. п. В бюджет практически уложились.
До Дальсбрука ехали на маршрутке — по 50 евро с человека, обратно — уже за 55. Довезли за разумное время — с учетом развоза других пассажиров.
Яхту принимали и сдавали без задержек и нареканий. Из снабжения на борту было все, даже портативная рация (вдобавок к станционарной), флаг Швеции, комплект бумажных и электронные карты до Стокгольма. Так что в этот раз работа берегового персонала вызвала только положительные эмоции. В море вылезла парочка огрехов — был перехлестнут топенант с грота-фалом (было выявлено при постановке паруса) и как-то подозрительно быстро разломился один из ползунов грота, отсутствовал замок паза на грот мачте — 2–3 нижних ползуна приходилось при постановке направлять вручную. С топенантом разобрались простым обносом вокруг фала, лопнувший ползун игнорировали, а с отсутствием замка смирились.
До Лемланда добрались по обычному пути — внутренними фарватерами. Первоначально планировали пройти напрямую морем, но непрерывно повышающееся давление (и без того высокое!) заставило задуматься о возможном его быстром падении и мы решили лишний раз не лезть на рожон, тем более, что расчетная экономия времени должна была составить всего только один час.
На морской участок выбрались уже в сумерках, ветер свял, нас догоняли тучи — дернули «дизель шкот» и через 3 часа уже уверенно опознавали приемные маяки Шведского побережья (мы шли на Tjarven). За это время подул попутный ветер, разогнал небольшую попутную волну, но связываться с парусами в темноте не стали, дошли до первой шведской якорной стоянки под мотором. Кстати, обставлены шведские фарватеры прекрасно! Ни в темноте, ни днем не возникало никаких вопросов типа «где я?» и «куда мне?». Практически все светящие знаки секторные, опасные сектора — красные. Паромы, пассажиры и грузовые суда шли часто, но в угол не зажимали, требования береговых знаков по ограничению скорости выполняли, дискомфорта от таких больших соседей не возникло.
Пока шли в темноте, перевели судовые часы на час назад — согласовались со шведским временем. С рассветом сил бороться со сном совсем не стало — «упали» на якорь в бухте Bergsholmen, поспали до полудня и продолжили.
И поняли разницу между Финляндией и Швецией!:) Яхты, катера, самолеты, вертолеты так и сновали вокруг! Места хватало всем, но уж очень оживленно как-то…:) А уж начиная от Vaxhom-а рты пораскрывались у самых невозмутимых — на берегу непрерывной чередой шли всякие достопримечательности, вдалеке маячили шпили, купола и башни Стокгольма, к круговерти вокруг добавились гидроциклы и пароходы. В районе Slussen-а «ширины канала» восприятия не хватало — дворцы и виллы по берегам, встречные паромы, между всем этим лебеди и гуси, яхты под парусами и без, туристические катера, водные такси, водная полиция, лоцмана, баржи.
В 18:30 23.05.08 завершилась первая фаза нашего путешествия — встали кормой к пирсу гавани Vasahamnen в центре Стокгольма (остров Юргоден): 50 метров до музея Vasa, 50 до парка развлечений, вокруг городской парк, рядом бывший Королевский охотничий домик высотой в 6 этажей. Спустя час предприняли разведочную вылазку по окрестностям. Тут крыша съехала окончательно: в процессе обхода близлежащего дворца по кругу вышли на травяную лужайку — навстречу нам выбежали три кролика! Побегали вокруг и не спеша попереваливались к каким-то кустам. Не в силах все это переварить отправились спать на яхту — усталые, но счастливо-ошеломленные.:) Не знаю как остальные, но кажется во сне от предвкушения утреннего свидания со Стокгольмом я улыбался…
Две последующих страницы в судовом журнале пусты и однотипны: «Отправились всей командой в город», «Вернулись из города — очень понравилось…». В первый день, не без труда разобравшись с банкоматами, отправились на метро в район Slussen (Шлюз) — шлюзы между пресноводным озером и заливом.
Покуда шлялись мы между банкоматами, стали свидетелем построения и инструктажа местного военного-невоенного (но все были в форме!) оркестра. Весьма любопытно! Начальник (капельдинер или как-там его?) произнес проникновенную речь, потом свое палкой (не силен в терминологии) так ловко «запустил и порулил» оркестром, что мы только с завистью крякали… А оркестр, на своем маршевом участке, начал та-а-кое на барабанах вытворять: очень сложная мелодия, за все слышимое время — порядка 10 минут, ни разу не повторилась, что-то джазовое — не джазовое и при этом строевое (кто ходил строем под барабан, тот поймет)! Обалдеть! А что же они на остальных инструментах смогут?!
Возвращались оттуда (от Slussen-а) пешком вдоль набережной. У причалов видели одну из яхт Абрамовича — «Pelorus». По пути заглянули в Gamla Stan (Старый Город), убегая от туристов попали на улицу Hamngatan (Гаванская улица) — тут нам жутко не понравилось, но попали в хороший инфоцентр — вооружились картами, брошюрками и наменяли крон на евро из судовой кассы. И опять восприятие стало отказывать — слишком много всего вокруг! Набрали местных плюшек в магазине и сбежали на яхту — реабилитироваться…
Местные плюшки придали сил, набранные брошюрки придали новое направление «шатаниям» — вечером выдвинулись на прогулку в другую сторону — мимо еще одной марины к усадьбе принца Вольдемара (Valdemarsudde). Там нас ждал очередной культурный шок — все калитки нараспашку, множество скульптур, все подстрижено и ухожено (Петергоф и Павловск в одном флаконе) и никого! На газонах спят гуси и утки. Иногда народ… тоже спит… или читает книгу, или не спеша жует бутерброд. Накопив нирваны, вернулись на яхту. Завтра нам предстояло свидание с «Васа».
Наутро, подпрыгивая от нетерпения, побежали к музею. Хорошо, что там отдельные входы для груп и индивидуалов! Автобусы с экскурсиями прибывали один за одним. И вот мы внутри! Обалдеть! Стоит Парусник! Громадный! Черный! В полумраке! Пахнет деревом… И мы пошли… С нижнего яруса — на метр ниже киля до верхнего, седьмого — на уровне нижних салингов. Просматривали все — инсталляции, фильмы, интерактивные игрушки, интерьеры — и все время рядом был черный борт Королевского корабля. Такого подробного и интересного музея мы еще не видели! Под конец, качаясь, уже пользуясь лифтами вместо лестниц, посетив по пути кафе и магазинчик (привезли оттуда интересный DVD), вывалились на улицу. В общей сложности провели мы там 5 часов. Можно было и еще, но за один раз столько переварить мозг отказывался.
Накануне, предвидя такую ситуацию, запланировали покататься по городу на двухэтажном автобусе: полуторачасовой маршрут, хватит, чтобы отдохнуть. Так и сделали — одна из остановок этих автобусов была рядом с «Васа». Получили большое удовольствие от экскурсии: перевод был своевременным и синхронным (русским!), а вокруг был красивейший Стокгольм. Прокатились один полный круг с небольшим — заехали за «Васу» и сошли у парка «Скансен».
«Скансен» — это наши Кижи плюс зоопарк и парк развлечений в одном флаконе. Здесь собраны здания, фермы, подворья со всей Скандинавии, по тропинкам ходят павлины, в загонах живут медведи, олени и зубры. В бассейнах плавают котики. В вольер с совами можно зайти и посмотреть друг другу в глаза. Всего понемножку. Увидели много интересного и тут.
И вновь, переполненные впечатлениями, вернулись на яхту — пешком, поскольку все это расположено в пяти минутах от гавани Vasahamnen. Наутро была назначена «встреча на Эльбе»: ребята, нырявшие на юге Швеции, по дороге домой обещали заехать к нам в гости. Ради этого было решено задержаться до момента рандеву — запас времени еще был.
Ночью перекинулись с Александром Чернобельским СМС-ками, убедились в том, что все идет согласно намеченному плану. А утром не спеша пили кофе, чай, лениво выносили мусор — готовились к отходу. И вот, в районе 10 часов местного времени, прибыла дружественная делегация:)! (А вот их отчет о поездке) Было приятно увидеть знакомые лица — некоторых мы не видели по 2–3 года — как-то не пересекались сферы интересов. А тут, в Швеции, как-то совпали!:)
Поизображали из себя сонных якутов на фотосессии, попили чайку-кофейку, поболтали о своих путешествиях. Получили взаимное удовольствие от общения и засобирались — у ребят были свои планы на Стокгольм, а нам пора было выходить.
В 11 часов 26 мая завели двигатель, отдали швартовы и не спеша отправились в обзорную экскурсию между островами города. Прошли вдоль набережных, посмотрели на теперь уже деловой Стокгольм (понедельник!), пооблизывались на еще не пройденные улочки и потихоньку пошли втягиваться в шхеры по направлению к Мариехамну.
И так с ленцой, без происшествий и потрясений, доползли к 22 часам до бухты Granhamn (недалеко от Kapelskar-а, где продолжается трасса E18, перебежавшая Ботнический залив): очень уютное место — вторая яхта здесь наверное бы уже не поместилась:). Ну и завалились спать, конечно (не без ужина, разумеется:) ).
Разбудил рано утром писк эхолота — глубина уменьшилась менее 3 метров, сменился ветер. Пришлось вылезать из теплого корпуса, глушить сторож и потихоньку просыпаться — все равно уже светало, надо было ехать дальше (накануне напланировали после обеда уже стоять в Мариехамне). Так что поставили чайник и приступили со Старпомом к завтраку.
В 4:45 завелись, выбрали якорь и поехали. Ветер за ночь чуть усилился, но дул, как обычно, в «мордотык». Но выход из шхер был уже недалеко. В 6:35 поставили паруса, заглушились и приготовились к двум длинным галсам — ветер дул практически с востока. Вышло Солнышко, пригрело, задремалось…:) Послушали прогноз — насторожились: до 20 м/с по северу Ботнического залива, в Аландском море, правда, до 10. Подошли к маякам южных Аландских банок, увидали ветряки у Лемланда — вот мы опять пересекли Море:).
А ветерек начал поворачивать против часовой стрелки и потихоньку усиливаться. Не меняя галса, мы уже шли ровно на север, оставили справа ветряки, в 11 часов взяли все рифы на генуе и гроте (так спокойнее). Ветерок раздулся до 25 узлов в порывах. Волна начала разгуливаться, брызги полетели через корпус, но впереди уже были буи Мариехамских фарватеров — вошли в ближайший и сразу попали в штиль… Так и ехали, как по тельняшке — то закроет островом, то подует в проливе, но на воде — только рябь. Практически с комфортом долетели до Мариехамна.
Встали с подветренной стороны одного из плавучих пирсов Западной гавани. Привязались двойным количеством веревок — выглядело прикольно, но лучше спокойно ходить по городу и спать ночью, чем сонному заводить дополнительные швартовы и выплачивать депозит за битый корпус. Впереди стояла яхта под немецким флагом — ее экипаж, пожилая семейная чета, встретил нас у борта, сообщил код от санузлов и мусорников, посетовали, что деньги никто не собирает, и что в береговом ресторане есть очень дорого. Причем они с трудом говорили по английски, а мы не соображали в немецком. В конце-концов выяснилось, что они швейцарцы:).
Деньги все-таки взяли — 22 евро, видимо фиксированный сбор за право стоянки. Электричество и вода были на пирсе — подключились свободно.
А в 30 метрах по правому борту стоял красавец «Pommern» — трехмачтовый парусный сухогруз. Сейчас это музей, но музей уникальный — этот парусник не переделан! Можно увидеть настоящее парусное судно рубежа 19–20 века, снаружи и изнутри. Еще совсем недавно, в 30-х годах 20 века оно наворачивало обороты вокруг Земли — Мариехам — Голландия — Новая Зеландия — Чили — Англия — Мариехамн — это типичный круговой рейс, 12–15 месяцев.
С большим удовольствием посетили Морской музей (рядом с Поммерном), переночевали, на следующий день опять сходили на сам Поммерн — не удержались!:) Докупили продуктов, немножко погуляли и начали готовится к дальнейшему переходу.
В 13:50 отдали швартовы. Тут же, в гавани, на границе фарватера (но никому не мешая!), рядом с только что ошвартовашимися паромами — подняли паруса. Ветерок был… свежий, побежали бодро. Паромы тоже зашевелились, пришлось укоротить галсы, но они ушли в открытое море, а мы втянулись во внутренние протоки. Крен был, мягко говоря, немаленький — взяли по два рифа на стакселе и гроте.
Бодренько обогнули Лемланд и в 18:40 ошвартовались у большого пирса гавани Degerby о. Föglö. Там есть еще и маленькие пирсы — на них заправка, вода, откачка сточных вод — но глубина у них порядка полутора метров — маловато будет.
Побродили по острову — даже понравилось! Тихо, спокойно, какие-то достопримечательности есть. Но после Швеции и Мариехамна мелковато как-то — пошли спать. При кипячении вечернего чайника закончился первый баллон с газом — запланировали утром заменить в местном маркете (что успешно и осуществили).
Утром не спеша проснулись, позавтракали, купили в маркете хлеба и заменили баллон с газом, в 10:14 отошли и почапали на дизеле до Бьорко.